Энергосбережение и учет электроэнергии

МУП “РГРЭС” сообщает Вам, что наша организация осуществляет деятельность по установке (замене), регистрации и программировании многотарифных приборов учета электрической энергии.

 

УВАЖАЕМЫЕ АБОНЕНТЫ!

 

Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток. Жителям Рязани доступна многотарифная система расчетов:

 

Тарифы, дифференцированные по зонам суток, имеют два вида – двухзонный (день-ночь) и трехзонный. Для использования таких тарифов должны быть установлены специальные счетчики электроэнергии.

 

Многотарифный счетчик электроэнергии обеспечивает дифференцированный учет потребляемой электроэнергии в зависимости от времени суток.

 

Многотарифная система учета выгодна в равной степени как абонентам, так и энергосистеме. Дело в том, что нагрузка на электростанции в течение суток неравномерна – по утрам и вечерам отмечается пик энергопотребления, в то время как ночью энергетикам приходится резко сокращать выработку энергии. Такая неравномерность графика нагрузки энергосистемы негативно сказывается на техническом состоянии электросетей и оборудования. Кроме того, в периоды максимумов сетевые компания вынуждены задействовать все свои мощности. Повсеместное распространение многотарифного учета среди потребителей позволило бы значительно снизить производственные издержки, а также отложить на некоторое время ввод новых генерирующих мощностей за счет уменьшения потребления электроэнергии в часы максимума. Эта система учета позволяет существенно экономить на оплате электроэнергии, если правильно организовать использование бытовых электроприборов.

 

Пользователь имеет возможность на электросчётчике посмотреть дату и время, потребление электроэнергии по всем тарифам, их сумму, помесячное потребление за прошедшие двенадцать месяцев, среднюю потреблённую мощность в течение последних трёх минут. Эти возможности могут быть и другими, всё зависит от программного обеспечения электросчётчика и заданных параметров. Они имеют как предустановленные стандартные варианты тарификации, так и позволяют создавать отдельные тарифные периоды с абсолютно любой разбивкой суток и года на временные интервалы, учётом выходных и праздничных дней.

 

Использовать  для установки купленные самостоятельно многотарифные счетчики можно. Счетчики должны быть сертифицированы, внесены в госреестр, запрограммированы для работы в нужном режиме (программирование для абонентов МУП РГРЭС предоставляется нашей организацией, услуга платная в соответствии с утвержденным прейскурантом.)

 

Наши специалисты  не только осуществят установку, но еще и опломбировку, регистрацию счетчикок (это необходимо, так как отсутствие пломбы или ее срыв приравнивается к расторжению договора с энергокомпанией и может повлечь за собой штрафные санкции с ее стороны).

 

С типами многотарифных приборов учета электроэнергии, ценами на их установку (замену), а также с ценами на оказание услуг по эксплуатации приборов учета, которые предлагает наша организация, вы можете ознакомиться по адресу: Радищева д. 5 или по тел. 44-85-82, 25-23-00.
Замена электросчетчиков у населения.

 

Вопросы перехода на современные системы учета электроэнергии сейчас  остро стоят как перед потребителями, так и перед энергетиками. Первым это позволит начать экономить, вторым — вести точный учет. Как гласит федеральный закон № 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", первым этапом перехода к современной энергоэффективной экономике является работа по установке современных приборов учета электроэнергии. Это касается и потребителей в многоквартирных домах, и лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, и владельцев частных и дачных домов.

 

В частности ст.13 п.5 закона гласит:

 

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

 

 1. В СВЯЗИ С ЧЕМ ПРОВОДИТСЯ ЗАМЕНА ЭЛ.СЧЕТЧИКОВ  У НАСЕЛЕНИЯ?


Электросчетчик является расчетным прибором, по показаниям которого осуществляется расчет за потребленную электроэнергию. В связи с этим данный прибор на основании нормативных актов подлежит метрологической аттестации.
С 1 июля 1997г. запрещен выпуск индукционных электросчетчиков класса точности 2,5 и согласно вышеназванным документам, эти приборы даже не подлежат поверке и должны быть заменены современными счетчиками класса точности 2,0 и выше с увеличенными токами нагрузки. 
Замена обусловлена тем, что ранее установленные счетчики исчерпали свой ресурс, у многих истек срок межповерочного интервала, определенный эксплуатационной документацией на счетчик, которая прилагается к нему  заводом изготовителем.
Так же следует отметить, что в связи со значительным увеличением количества установленной у потребителя бытовой техники (стиральные машины, утюги, фены, чайники и СВЧ-печи и т.д.), счетчики выпуска 50-80 г. не соответствуют по нагрузке подключеннымтокоприемникам.


2. КАКИЕ ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКИ ПОДЛЕЖАТ ЗАМЕНЕ?


Как было разъяснено ранее, электросчетчики класса точности 2,5 с истекшим межповерочным интервалом не являются пригодным к применению как средство измерения, т.е. не являются расчетным и они подлежат замене. Так же подлежат замене электросчетчики с техническими неисправностями следующего характера:

·      не вращается диск, или вращается не равномерно (рывками);

·      индикатор или дисплей электросчетчика не работает;

·      имеются механические сквозные повреждения корпуса счетчика, просверленные отверстия в нем и т.д.;

·      повреждение смотрового окна (смотровое окно разбито или отклеено от корпуса), нарушена целостности счетчика.

·      Необходимость замены электросчетчика с вышеуказанными неисправностями основана на положениях законов РФ:

·      «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»- №261-ФЗ от 23.11.2009 (ред. от 12.12.2011);

·       «Об обеспечении единства измерений» - № 4871-1 от 27.04.93, ст.8;

·      ГОСТ Р 52321-2005.

Так же подлежат замене счетчики класса точности 2,5 с отсутствующими пломбами Госповерителя, даже если при этом для них не истек межповерочный срок.

 

3. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СРОКИ ЗАМЕНЫ ЭЛ.СЧЕТЧИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ?

 

Согласно Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, поэтому в актах проверки выдается рекомендация о замене электросчетчиков класса точности 2,5 с установлением сроков 1 (один) месяц.

 

4. КТО ПРОВОДИТ ЗАМЕНУ, КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ?

 

Так как работы по замене электросчетчиков являются работами в действующих электроустановках и связаны с опасностью для жизни людей, в связи с возможностью поражения электрическим током, замену электросчетчиков лучше доверять организациям, специализирующимся на данном виде работ.
О дате и времени замены электросчетчика потребитель обязан предупредить сетевую организацию или ее представителя, т.к. необходимым условием замены электросчетчика является его первичная проверка, в ходе которой устанавливаются:

·      конечные показания снимаемого электросчетчика и начальные показания установленного электросчетчика;

·      соответствие установленного прибора нормативным документам и условиям энергопотребления;

·      правильность определения электросчетчиком объема расхода электроэнергии.

По окончании проверки производится опломбирование вновь установленного прибора, абоненту выдается квитанция о замене электросчетчика.

 

5. КТО ОПЛАЧИВАЕТ НОВЫЕ ЭЛ.СЧЕТЧИКИ И РАБОТЫ ПО ИХ ЗАМЕНЕ?

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года  «О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОЛНОМ И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОМ ОГРАНИЧЕНИИ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ» (п.145 раздел X), «Обязанность по обеспечению … приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов в эксплуатацию, … по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию  прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета…».
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ, «собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором», то есть приобретение и установка прибора учета электроэнергии производятся за счет владельца. 

 

6. ЕСТЬ ЛИ У НАСЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ТИПА ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКОВ И МОГУТ ЛИ ОНИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НИХ?

 

Право выбора электросчетчика принадлежит абоненту. Потребитель может выбрать для установки электросчетчик любого типа, удовлетворяющего требованиям нормативных документов и включенный в Государственный реестр средств измерений.
В случае отсутствия электросчетчика или признания его непригодным для коммерческих расчетов за электроэнергию объем потребленной электроэнергии определяется в соответствии с  Постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012г. п.166:
объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года  «О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОЛНОМ И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОМ ОГРАНИЧЕНИИ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ» (п.150 раздел X),

«В случае невыполнения собственником… обязанности по оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация… В этом случае собственник… обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку…  Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации…»

МУП РГРЭС  для бытового потребителя  устанавливает, а также рекомендует к установке следующие типы приборов учета:  СО-505, СО-ЭЭ6706, СО-И 449-1-М2-5, ГРАНИТ-1, НЕВА, СЭТ1-1, СЭТ1-2-1, СЭТ1-1-1 Ш, СЭТ 1-1-1 Ш-С2-У, ЦЭ 6807-П, МЕРКУРИЙ (необходимой конфигурации).

В целях модернизации сетей, а так же улучшения обслуживания потребителя, МУП РГРЭС  осуществляет работы по внедрению и расширению АИИС КУЭ бытового сектора, используя приборы РИМ-515, РИМ-789, РИМ-114.

С ценами на все вышеперечисленные приборы учета можно ознакомиться на сайтах заводов-производителей , а также компаний, занимающихся сбытом  данного оборудования.

АИИС КУЭ для оптового и розничного рынка электроэнергии.

 АИИС КУЭ для оптового и розничного рынка электроэнергии.

 Современные автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учёта электроэнергии — АИИС КУЭ (АСКУЭ) — создаются для коммерческого учёта потребляемой или отпускаемой электрической энергии. Главной задачей при построении подобных систем является работа на оптовом рынке (ОРЭ) или розничном рынке электроэнергии (РРЭ), при этом необходимо обеспечить передачу информации смежным субъектам (сетевым компаниям, региональным диспетчерским управлениям, энергоснабжающим организациям или генерирующим компаниям).

 

Целью создания и функционирования АИИС КУЭ является измерение количества электрической энергии, позволяющее определить величины учётных показателей, используемых в финансовых расчетах, поэтому такие системы подпадают под действие Федерального Закона «Об обеспечении единства измерений», который накладывает серьёзные требования в части метрологического обеспечения.

 

Внедрение АИИС КУЭ не только позволяет увеличить точность учета, но и способствует лучшему планированию и организации энергопотребления, что, в конечном счете ведет к энергосбережению.

Экономический эффект от использования системы на предприятиях в среднем 20-30% от годового потребления энергоресурсов, а затраты на внедрение окупаются за 3 - 6 месяцев.

Прежде всего за счет:

·      Снижения затрат на электроэнергию за счет перехода на зонные тарифы.

·      Контроля фактически потребленной мощности и снижение заявленной (договорной) мощности.

·      Контроля энергопотребления субабонентов.

·      Контроля энергопотребления отдельных цехов (структурных подразделений), с возможностью расчета доли затрат на энергию в себестоимости продукции.

·      Сокращения затрат на обработку информации экономическими подразделениями предприятия за счет получения оперативной и достоверной информации об энергопотреблении в электронном виде.

·      Повышения точности учета (за счет уменьшения ошибок при ручном съеме данных, за счет ревизии приборов учета и замены старых типов счетчиков на более современные и точные)

Наше предприятие создает и эксплуатирует собственную систему АИИС КУЭ оптового и розничного рынков электрической энергии. 

При помощи нашей системы в автоматическом режиме опрашиваются несколько тысяч приборов учета, расположенных на трансформаторных и распределительных подстанциях, в ВРУ жилых домов и других объектов электроснабжения города Рязани. Данные измерений ( профиль нагрузки, показания на любые дату и время, журнал событий прибора учета ) по каждому прибору учета, подключенному к системе АИИС КУЭ доступны для просмотра в личном кабинете потребителя на нашем сайте. 

 В связи с необходимостью  сопряжения с программным обеспечением АИИС КУЭ, а так же в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года  «О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОЛНОМ И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОМ ОГРАНИЧЕНИИ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ» (п.150 раздел X),

«…  Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации…»

МУП РГРЭС  устанавливает и рекомендует к установке приборы учета следующих типов:

ПСЧ-4ТМ.05, ПСЧ-3ТА.07.112, ЦЭ 6850 М, СЭТ- 3А.02.34.03, СЭТ-3А.02.55.04, Меркурий 230 АМ, Меркурий 230 АRТ.

С ценами на все вышеперечисленные приборы учета можно ознакомиться на сайтах заводов-производителей , а также компаний, занимающихся сбытом  данного оборудования.

 

 

Требования к расчетным счетчикам электрической энергии

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года  «О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОЛНОМ И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОМ ОГРАНИЧЕНИИ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ» (п.147 раздел X),

 

« Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети "Интернет" без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.»

 

МУП РГРЭС предоставляет следующую информацию:

 

Схема подключения счетчика электрической энергии должна соответствовать схеме, указанной в формуляре используемого прибора учета.

 

Требования к расчетным счетчикам электрической энергии

 

Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.

Технические параметры и метрологические характеристики счётчиков электрической энергии должны соответствовать требованиямГОСТ 52320-2005 Часть 11 «Счетчики электрической энергии», ГОСТ Р 52323-2005 Часть 22 «Статические счетчики активной энергии классов точности 0,2S и 0,5S», ГОСТ Р 52322-2005 Часть 21 «Статические счетчики активной энергии классов точности 1 и 2» (для реактивной энергии - ГОСТ Р 52425−2005 «Статические счетчики реактивной энергии»).

Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу сетевой организации.

На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках - с давностью не более 24 месяцев.

Основным техническим параметром электросчетчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Допустимые классы точности расчетных счетчиков активной электроэнергии для различных объектов учета и потребителей:

 

Категория потребителей

Уровень напряжения

Подключение

Альтернативное условие

Класс точности

Граждане-потребители

0,23/0,4 кВ

   

2.0 и выше

Потребители юридические лица и иные, за исключением граждан-потребителей

0,23/0,4 кВ

новое

 

1.0 и выше

Потребители юридические и приравненные к ним лица до 670 кВт

0,4 кВ

существующее

 

2.0 и выше

6-10 кВ

новое

при замене выбывших из эксплуатации приборов учета

1.0 и выше

Потребители юридические и приравненные к ним лица свыше 670 кВт

Не имеет значения

существующее

 

0.5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 120 дней и более, в том числе включенные в состав АИИС КУЭ

новое

при замене выбывших из эксплуатации приборов учета

 

 Требования к измерительным трансформаторам

 

Измерительные трансформаторы тока по техническим требованиям должны соответствовать ГОСТ 7746-2001 (“Трансформаторы тока. Общие технические условия”).

 

Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. Допускается использованиеизмерительных трансформаторов напряжения класса точности 1,0 для установки (подключения)приборов учета класса точности 2,0.

 

Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40 % номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке - не менее 5 %.

 

Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить отдельно от цепей защиты.

 

Измерительные трансформаторы напряжения по техническим характеристикам должны соответствовать ГОСТ 1983-2001 (“Трансформаторы напряжения. Общие технические условия ”).

 

Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений.

 

Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25 % номинального напряжения при питании от трансформаторов напряжения класса точности 0,5. Для обеспечения этого требования допускается применение отдельных кабелей от трансформаторов напряжения до счетчиков.

 

Требования к местам установки приборов учета

 

Счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) сетевой организации и потребителя.

 

В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии

 

Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 °С.

 

Не разрешается устанавливать счетчики в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 °С, а также в помещениях с агрессивными средами.

 

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С. Если прибор учета по своим техническим характеристикам позволяет свое использование в диапазоне отрицательных температур, удовлетворяющем местным климатическим условиям, утепления не требуется.

 

Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

 

Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 - 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

 

В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).

Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т.п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.

       

Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

Подключение счетчика должно быть осуществлено с использованием испытательной колодки. 

 

Внимание!

Для более корректного отображения сайта предлагаем Вам обновить версию браузера.